dzenterrorist (dzenterrorist) wrote,
dzenterrorist
dzenterrorist

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ. ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ

Я уже неоднократно писал на эту тему, но хочу еще раз рассказать, почему считаю общество потребления наилучшей из известных мне социальных моделей.
В моем понимании, общество потребления – это общество, на вершине пищевой цепочки в котором стоит потребитель, а его отношения со средой обитания носят потребительский характер. При этом потребитель – это человек (пока что к ним относятся только люди), который:
1. Сам решает, что, как и когда ему потреблять,
2. Имеет возможность потреблять,
3. Имеет желание потреблять.
Остановимся на этих пунктах подробнее:
Пункт 1 подразумевает следующие умолчания:
1.1. Потребитель является свободным человеком, то есть принадлежащим самому себе и живущем в сообществе свободных людей, чьи отношения регулируются по принципу лицензионного соглашения и являются наиболее эффективным компромиссным решением вопроса о личных границах человека и правилах поведения на общественной (общей) территории.
1.2. Никто не вправе силой навязывать или запрещать потребление тех или иных предметов потребления. В противном случае это будет каким угодно обществом, но не обществом потребления. Это подразумевает принципиальный отказ от так называемой поддержки той или иной группы производителей или защиты интересов политических группировок путем искусственного увеличения цен на продукцию конкурентов или запретов на свободную торговлю товарами и услугами.
1.3. Государство или иное играющее его роль образование является поставщиком социально-политических услуг, которые тоже являются предметом потребления. Также предметами потребления являются культура, образование, природные ресурсы, этические нормы и так далее. Предвосхищая вопли экологов, замечу, что свежий воздух, красивый вид за окном, живущие в диком лесу зверушки – это тоже предметы потребления, а раз так, то для их существования на рынке потребления необходимо рационально-бережное отношение к природе. Что же до моралистов и идеологов, то тут для них дела обстоят несколько печальней, так как потребление позволит людям выбирать лишь привлекательные именно для них этические и социально-философские идеи, отбрасывая все, что не приносит удовольствия и пользы.
Государство, как предмет потребления означает следующее:
1.3.1. Потребители сами решают, какие социально-политические услуги им необходимы (юридическая среда, полицейские услуги и так далее), в результате они тем или иным коллективным способом (так как госуслуги – это предмет коллективного потребления) выбирают наиболее подходящего поставщика оговоренного ими пакета услуг.
1.3.1.2. Получая эти услуги, потребитель оплачивает их предусмотренным аналогом договора на поставку госуслуг способом по оговоренной цене (налог).
1.3.1.3. Поставщик госуслуг не имеет права выходить за рамки данного договора, как в вопросах изменения пакета предоставляемых услуг, так и в вопросах оплаты за предоставляемые услуги, причем, не только количественно (величина налога), но и качественно (обязывая потребителя, например, служить в армии при помощи недобровольного, обязательного призыва).
Одну из моделей такого отношения с поставщиком госуслуг описал в своих меганезийских произведениях Розов.
Теперь перейдем к пункту 2.
2.1. Потребление не является паразитированием или разграблением, так как потребитель оплачивает потребляемые товары и услуги, для чего ему необходимо иметь достаточное количество денег или их эквивалента. То есть общество потребления должно состоять из достаточно богатых для того, чтобы быть потребителями, людей.
2.2. Потребительские отношения друг к другу исключают такое обожаемое социалистами явление, как социальное паразитирование. В результате для того, чтобы быть потребителем, каждый член общества потребления должен тем или иным способом участвовать в создании предметов потребления. При этом он участвует в данном процессе ради получения средств для потребления. То есть он не обязан содержать социальных паразитов, и может свободно изгонять их с принадлежащих ему территорий и отказывать в выплате социальных пособий.
2.2.1. К социальным паразитам не относятся оставшиеся без родителей дети, старики и недееспособные инвалиды с приобретенной допустимым способом (например, в результате ДТП, а не допившись до белой горячки) инвалидностью. Забота об этих людях является социальной страховкой для каждого члена общества, так как большинство из нас будет стариками, и любой может стать нуждающимся в заботе инвалидом. Что же до детей, то они – потенциальные потребители, создающие и потребляющие предметы потребления.
2.3. Возможность потреблять также подразумевает изобилие предметов потребления и возможность свободного выбора тех из них, которые являются привлекательными данному конкретному потребителю.
2.4. Что же до таких недопустимых во многих современных обществах предметов потребления, как алкоголь, наркотики или сексуальные услуги, то в обществе потребления потребитель сам решает, что ему потреблять. При этом ответственность в виде последствий потребления данных предметов ложится тоже на него. То есть, если кто-то, например, став наркоманом, потерял способность добывать средства для потребления, никто не обязан с ним носиться. По крайней мере, бесплатно.
Теперь о пункте 3. Принцип добровольности потребления (Потребление может быть только добровольным. Иначе это уже принудительное распределение) базируется на 2 умолчаниях:
3.1. Продукты потребления должны быть достаточно привлекательными и доступными для потребителя.
3.2. Потребитель должен желать потреблять. То есть, потребителем может быть только тот, кто достаточно сильно желает жить в комфортных условиях, что готов ради этого добывать и тратить на предметы потребления деньги или их аналог. То есть люди с аскетическими потребностями (например, довольствующиеся дешевыми спиртосодержащими жидкостями, объедками и обносками бомжи или «неимущие» любители вечно сидеть на пособиях) не являются потребителями по определению. Не представляя для общества потребления ни малейшего интереса, они будут поставлены перед выбором: стать полноценным потребителем или быть изгнанным с принадлежащей потребителям территории.
В заключение осталось добавить, что:
1. данное описание является далеко не полным и служит иллюстрирующим наброском, а не полноценной моделью общества потребления.
2. На сегодня общество потребления является лишь утопией, так как мы все еще живем в мире, где на вершине пищевой цепи находятся представители власти и производители; люди не являются социально свободными, а потребление регулируется государством.
Господь Валерий. Специально для Шизофренического Вестника Имени Бреда Пита.
Subscribe

  • (no subject)

    -Сколько времени? -Двадцать один двадцать два. -Так двадцать один или двадцать два?

  • (no subject)

    Каждый, кто хоть раз пытался вызвать строителя, сантехника, мастера по починке какой-нибудь техники не понаслышке знает: диктатуру пролетариата никто…

  • КОГДА ВЕСЫ «ВРУТ»

    Желая похудеть, особенно, если похудеть нужно к какой-нибудь дате, многие люди садятся на в той или иной степени голодную диету и радуются, когда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments